Интересные факты о ковке и кузнецах

Искусство обработки металлов методом ковки - древнее, если не древнейшее прикладное искусство. Ковка металлов позволила человечеству создать инструменты и приспособления превосходящие свои аналоги из природного подручного материала по прочности, производительности и сроку службы. Первыми металлами, испытавшими на себе холодную ковку были самородные формы золота и меди. В экспериментах со сплавами родилась бронза. Впоследствии обработка метеоритного железа произвела настоящую революцию в науке и оружейным деле тех времён. Стали (сплавы железа и углерода) открыли широкие перспективы в сельском хозяйстве и множестве прикладных ремесел. Переоценить значение появления железа среди обрабатываемых материалов для эволюции и прогресса человечества, практически, невозможно. Во всех отраслях деятельности человек издревле использует те или иные изделия или инструменты из стали. Народная поговорка гласит, что кузнец - всем ремеслам отец.

Теперь несколько фактов о ковке и кузницах, которые, как нам кажется, могут быть Вам интересны или полезны.

Художественная ковкаХудожественная ковка- Кузнецы - боги, полубоги, потомки богов. Во всех ранних языческих культурах человечества в пантеон главных (верховных) богов входил бог-кузнец или бог, так или иначе связанный с процессом обработки металлов, повелитель огненных стихий и покровитель ремесел. Примеры: Тор у скандинавов, Веланд (Воланд) у европейцев, Гефест (Вулкан) у греков. Секреты добычи руды и аффинажа металлов были строго законсервированы в кругу посвященных. И как следствие, обрастали слухами и мифами. Таинственности добавляло использование в первых кузнях, помимо бронзы и меди, метеоритного железа, неземное происхождение которого уже тогда не вызывало особых сомнений. Ковка производилась в условиях секретности, работа велась с "небесным металлом", навыками обладали единицы, изделия ценились невероятно высоко - этих факторов вполне достаточно для возведения кузнеца на высшую степень иерархии в племени или раннем государстве. Дальше народное творчество: кузнецы - шаманы, колдуны, повелитель стихий, жрицы огня и так далее. Сама же ковка стала сродни священнодействию. Думаю, первые кузнецы и сами были не прочь нагнать тумана. На Руси богом-кузнецом был Сварог - прямой потомок Рода, посланный создать человеческий мир и устроить миропорядок. Кузнецы числились жрецами Сварога. Неоспоримая польза, приносимая сообществу, неизменно делала кузница положительным героем эпоса, мифов, сказок. Процесс превращения буро-красной глины (болотной руды) в необходимые в хозяйстве предметы и дивные украшения несведущей публике казался колдовством. Кузни всегда строились на особицу, во-первых, ввиду повышенной опасности возникновения пожара при плавильном процессе, во-вторых, для удобства снабжения рудой и углем. Даже односельчане старались не проявлять особого интереса к производству из-за множества примет и суеверного страха. На территории центральной России при раскопках находили артефакты кузнечного дела из стали датируемые V-VI веками н.э. Остатки найденного оружия и предметов быта свидетельствуют о высочайшем мастерстве художественной ковки приемников дела Сварога того времени. Изделия были не только искусно выкованы, но и изящно украшены. Применялась как бедная болотная руда, так и стали из относительно чистого железа, что свидетельствует о наличии науки рудознания и высокого уровня плавильного дела. Встречались сплавы и из "небесного железа". На смену Сварогу покровительство над кузнечным рукомеслом приняли христианские святые - кузнецы Кузьма и Демьян.

- Почему кузня без окон? Старинная кузня представляла собой сруб часто врытый в землю или имеющий насыпи на стены. Окна отсутствовали. Такая конструкция служила для удобства поддержания температурного режима, а полумрак облегчал кузнецу определение нужной температуры для ковки по цветам каления металла и характеру производимой при ковке искры. Правильное определение ковочный температуры непосредственно влияло на качество изделия. Ошибки в технологии "на глазок" стоили очень дорого, ведь железо и стали доставались тяжелым трудом и в ограниченном количестве.

- Температура ковки стали 850 – 1200°C. Много это или нет? Сегодня нас мало что удивляет, в том числе эти цифры. Но, представьте сельскую кузню, где несколько подмастерьев должны были потратить около часа, работая ручными мехами для разогрева одной детали на древесном угле. Для сравнения, природная лава течёт по склону вулкана, имея температуру около 1000°С. Для определения оптимальных ковочных температур, сегодня используется термопара или пирометр, а раньше все держалось на опыте.

- Железо – драгоценный металл. Именно так, драгоценнейшим металлом по степени полезности человечеству называли железо многие известные люди, например: просветитель В. Певшин (XVIII в.), химик А. Коренев (XIX в.), историк Я. Говер (XIX в.). С этим невозможно спорить, учитывая роль "простого" железа в прогрессе цивилизации.

Художественная ковка- Стереотипы и мифы о кузнецах и ковке. На большинстве картинок в интернете посвященных теме кузнецов и ковки мы обнаруживаем умилительное изображение дюжего молодца, этакого былинного богатыря с огромной кувалдой на замахе. Часто: молот в одной руке и обрабатываемый меч исполинских размеров в другой. Продолжают набор стереотипов упругие мышцы оголенного торса под кожаным фартуком и снопы искр. Так вот, на этих картинках с особым пафосом изображен молотобоец. На самом деле, кузнец, всю сознательную жизнь посвятивший ремеслу, как правило, был сух и жилист. Это объясняется условиями горячего цеха. По сути, он являлся "продуктом" горячего копчения. Кузнец руководил процессом ковки небольшим молотком – ручником (ударение на первый слог), подавая указания молотобойцу куда, как и с какой силой наносить удар по заготовке. Подручный доставал заготовку из горна и удерживал ее на наковальне во время ковки при помощи кузнечных клещей. Все должно было происходить крайне слаженно и быстро, пока металл сохраняет ковочную температуру. Из-за отсутствия механизации, один человек мог работать только с мелкими поковками. Молотобоец в кузне представлял собой грубую физическую силу. По сути, он был наемным работником, вершинами кузнечного мастерства овладеть не успевал. Постоянные удары по твёрдой поверхности "сушили" руки молотобойца, разрушали и деформировали суставы. Это был очень опасный и вредный для здоровья труд. Учениками же кузнеца, как правило, становились мальчики из числа работающих на кузнечных мехах и мехах сыродувной плавильной печи. Они имели возможность за работой наблюдать процесс ковки, сызмальства набираясь знаний. Стать учеником кузнеца было большой удачей, а конкурс был как в современных вузах.

- Фамилии образованные от слова "кузнец". О значимости кузнецов в обществе и престиже профессии косвенно свидетельствует фамилия "Кузнецов" – одна из самых распространенных в России. Такая ситуация наблюдается по всему миру: Ковали, Ковальски, Ковачи, Шмидты, Смиты, Фераны, Эррэйры имели далёкими предками представителей кузнечных династий.

– Метаморфозы семантики Как ни странно, слово "коварство" имеет в своей корневой основе "ковка, ковать ". Означало оно "мастерство, умение, знание" и имело сугубо положительный смысловой окрас. Со временем слово и производные от него изменили свое лингвистическое значение на "двуличный, подлый ". Такие случаи не единичны, примером тому значение слов "ведьма", "ведьмак" (ведунья, ведун), которые также означали людей знающих, сведущих, а позже превратились в "колдунов", сели на метлы и стали питаться царевичами. Современные наследники огненного кузнечного ремесла, настоящие мастера художественной ковки смело могут именовать себя "коварными ведунами" в память о древних представителях знатной профессии.


Дата публикации: 11.06.2015 г.

Автор: ООО "Металлист" Новожилов Дмитрий