Художественная ковка от первых славян к романскому стилю
Ковка в центральной Европе VIII - X вв
Период развития европейской цивилизации VIII - XII столетий ознаменован мощными общественными переменами, сопровождавшимися этническими перемещениями, которые отмечены историческими событиями скорее военного, нежели творческого характера. Они могли бы быть навечно вписаны в историю подобно эпохе великих древних культур. Очень трудно собрать достаточное количество материала, чтобы создать цельный образ и ясное представление о дальнейших ступенях развития художественных ремесел по всей широкой шкале разновидностей. Первые и, вначале, очень неясные следы этих процессов обнаружены лишь в VIII и IX столетиях н. э. Они являются признаком стабилизации и формирования государственного устройства на землях Чехословакии. В различных регионах Европы этот процесс проявлялся по-разному. Некоторые области находились на высокой ступени развития, другие, наоборот, отставали. Рассмотрим в этом отношении, прежде всего, области Центральной Европы. В VIII — X столетиях эти земли уже были заселены славянскими племенами. Последние исследования доказывают значительный уровень их материального и культурного развития. Славянское население не отставало от романских и германских народов. Именно славяне, следуя старым элементам латинских образцов, способствовали дальнейшему развитию ремесла и, на протяжении следующих столетий достигли такого уровня, что их творения полноправно входят в число документальных свидетельств зрелости европейской цивилизации. Находки некоторых образцов ножей, топоров, мечей, различного инструмента в Чехии, некоторых изделий из Моравии являются красноречивыми доказательствами уровня славянской культуры в самые ранние периоды ее развития. Совершенно очевидно, что славяне владели техникой кузнечной сварки и дифовки, и когда в 805 г. н. э. указом Карла Великого был запрещен ввоз в Чехию оружия и лат, этот запрет послужил, прежде всего, стимулом увеличения производства отечественной продукции. Развитие ремесел зависело от расширявшегося и углублявшегося процесса разделения труда, обусловленного развитием феодального общества. Ремесленники при дворах феодалов, так называемые мистериальные, занимались изготовлением или отделкой обычной домашней утвари и других изделии, и некоторые из них могли получить от феодального господина дом, а иногда и участок земли с повинностью ежегодно поставлять часть своих изделий или просто платить налог. Такое устройство, даже при зачатках специализации труда, могло способствовать росту технического мастерства. И хотя вплоть до XII в. трудно говорить о развитии процесса разделения труда, тем не менее, имеются сведения о различных специализациях кузнечного дела. Появляются щитники, мастера по изготовлению ножей, луков, либо, — просто оружейники. Материал для изготовления изделий из железа поставляли железняки (ferrari), которые в большинстве случаев селились вблизи лесов. О том, что изготовление железных изделий чешских ремесленников достигали зрелого уровня, свидетельствует ибн Якуб в своем известном сообщении *. Он с похвалой отзывается о щитовых мастерских, а также о латах, шлемах и мечах на пражском базаре.
Развитие художественной ковки в монастырях
Ремесленное производство чаше всего ограничивалось изготовлением товаров обычного потребления и т.п. Зато изделия ремесленников, работавших при монастырях, часто имели печать художественного произведения. Например, в Сазавском монастыре жил монах, который хорошо разбирался в обработке металла и, якобы, умел его «эмалью украшать». Очевидно, здесь речь идет о популярной в то время, так называемой, ячеистой эмали византийского типа, которую использовали для покрытия металлических окладов евангелия — апракоса, на которые поверх укладывали драгоценные камни. Разумеется, это уже чисто художественное ремесло, в достаточной степени далекое от кузнечного дела. Тем не менее, церковь использовала и работу кузнецов. Процесс проникновения христианства в чешские земли был, в основном, закончен и потребность в пышной парадности приносила заказы не только создателям великолепных каменных строений романской архитектуры (например, железоделательная мастерская постройки 1115 г. в селении вблизи Жатецкого замка), но и хорошим художникам-ремесленникам, которые украшали своими изделиями церковные храмы. Для кузнечных мастерских, которые занимались главным образом наисложнейшей и высокохудожественной работой – художественной ковкой, строительство первых представительных церквей знаменовало новую область сбыта. Ремесла в то время еще не были связаны строгими цеховыми рамками, как это стало спустя несколько столетий, поэтому опытный кузнец-слесарь иногда не только выковывал железную заготовку, но и, по мере надобности, отливал из бронзы необходимые дополнительные детали или культовые принадлежности. Такие предметы заказывали только, сравнительно, богатые монастыри. Так возникали аквамантии с образами зверей, ложки и кадила, иногда подсвечники и т. п. Круглые ручки на дверях храмов романский ремесленник вкладывал в полированную литую львиную пасть. Деревянные двери укрепляли коваными деталями, которые иногда достигали исключительно высокого художественного уровня. Крепкие горизонтальные консоли, разветвляющиеся в спирали, покрывали всю поверхность двери и таким образом скрепляли вместе тяжелые дубовые доски. Таким способом не только украшали вход в храм, ибо кованые детали были иногда покрашены, а под них подкладывали разноцветную кожу, но и увеличивали недоступность и безопасность помещений храмов. Для храмов кузнецы также делали решетки. Романская решетка, обычно массивная, составлена из вертикальных прутьев квадратного сечения, поставленных наискось или отвесно. Отдельные промежутки между ними заполнены спиралями, выходящими из прутьев. Эти украшения в большинстве случаев равномерно заполняют всю поверхность решетки.
Памятники художественной ковки в городах Европы
Наиболее известные памятники искусства художественной ковки романского периода сохранились во Франции. В орнаментах этих изделий ощущается влияние искусства не только европейского континента, но и изделий мастерских ирландских монахов, являющихся, очевидно, прямыми продолжателями выразительного кельтского кузнечного искусства. Примеры оковки ворот церквей в Дархэме, Иствуде или Хэд-диско свидетельствуют о их связи с орнаментами, которые найдены за два столетия до этого в иллюстрированных рукописях ирландского происхождения**. Среди французских работ этого типа выделяются, прежде всего, двери храмов в городах Понтиньи, Ле Пюи ан Белей или Овернье д'Орсиваль. К несколько более позднему периоду относятся кованые украшения входных дверей парижского собора Нотр Дам, выполненные в романском стиле. Они принадлежат наиболее совершенным образцам искусства художественной ковки. По направлению к востоку эти памятники становятся все более редкими. Однако и в немецких землях мы находим несколько прекрасных примеров — в Зиндельфингене (Вюртенберг), в церкви святого Эммерана в Регенсбурге или в Графендорфе (Каринтия). Решетки, отделяющие помещение храма от часовни или склепа, появились впервые в XI столетии. Пример одной из прекраснейших и наиболее старых решеток находим в уже упомянутом храме французского города Ле Пюи. Спиральный мотив заполняет пространство между прутьями по типу, характерному для работ XI—ХIII столетий. К вершинам романского кузнечного искусства можно причислить решетку в Урскампе ( Пикардия), которая, однако, относится к более позднему периоду — к XIII столетию. Эти памятники, далеко не единичные во Франции, свидетельствуют о высоком уровне развития французского кузнечного искусства. Выразительные работы такого рода находятся также в Испании. Однако в первую очередь здесь следует назвать решетки кафедрального собора в Винчестере (в настоящее время они экспонированы в Кенсингтонском музее в Лондоне) или несколько более поздние решетки из Кентерберийского собора. Немецкие памятники, хотя и относятся стилистически к этому периоду, принадлежат более позднему времени, когда все в большей степени начинал проявляться распространяющийся готический стиль. Небезынтересно, что в один ряд с этими наиболее зрелыми произведениями можно смело поставить решетку, найденную в Микулашевой известковой пещере в Кошице, в городе, находившемся, по тем представлениям, далеко на востоке, и относящуюся к XII столетию. В ней также много прелести, хотя выполнена она несколько грубее.
Ковка в средневековых городах
Следствием глубоких экономических перемен на протяжении XII и XIII столетий всюду в Европе возникала новая формация — средневековой город. Тенденции, направленные на закладку городов, приходили в Чехословакию из более развитых романских земель — Франции и Фландрии через Германию. Проводниками этих тенденций были главным образом купцы. Феодальное владетельное дворянство не разделяло новых течений, и ряд эдиктов (в 1231 и 1232 гг.), тормозивших закладку городов в соседней Германии, способствовал тому, что развитие городской формации в Германии происходило сравнительно медленно. Однако чешские правители, а за ними и дворянство приманивали на свои земли колонистов, которым предоставляли наследственное право на владение. Колонисты приносили с собой знание городского уклада и могли на чешских землях смело заканчивать начатый процесс. Поэтому в начале XIII столетия в Чехии начинают появляться уже сравнительно крепко организованные городские общины, в то время как Регенсбург, например, хотя и имел магистрат (1219 г.), однако лишь с минимальными полномочиями, а в Аугсбурге или Нюрнберге первые городские органы управления известны лишь начиная с 1256 и 1257 г. Мы остановились на этом чисто историческом аспекте, на первый взгляд не связанном с интересующей нас проблематикой, потому, что новые города наряду с общественным и политическим значением имели еще и значение экономическое, оказывая прямое влияние на ремесленное производство. Свободный городской ремесленник — мастер — мог иметь подмастерьев, в то время, как крепостной ремесленник, работавший при дворе феодала, никогда этой возможности не имел. Поэтому их работы ни по качеству, ни по изяществу не могли конкурировать с городскими изделиями. С развитием ремесел в городах появляются и первые признаки организации ремесленного труда. Возникновение соответственных органов самоуправления у представителей отдельных ремесел можно постепенно проследить от середины XII столетия. Этот процесс в основном был закончен в течение XIII столетия. Во Франции эти сообщества назывались Caritates. B Германии - Zuntt. В Чехии этому процессу способствовали, так называемые, братства, которые быстро приспособились к новым отношениям, иногда против воли правителей***. Из Космовой хроники следует, что жизнь на пражском дворе Пржемысловцев была полна торжественности и роскоши. Там были собраны многие драгоценные вещи, привезенные из других стран, однако есть основания предполагать, также, расцвет отечественных ремесел, особенно тех, которые служили этому пышному образу жизни. Кроме того, отечественным ремесленникам давало дополнительный стимул к работе рыцарство, которое проникало в Чехию из западных стран, особенно тем ремесленникам, которые занимались обработкой металлов. С развитием ковки в период XIII столетия можно обнаружить первые следы специализации этой профессии. Кроме обычных кузнецов и котельщиков появляются кольчужники, шлемники, специалисты по изготовлению ножей, пик, щитов, как представители самостоятельных ремесел, и постепенно появляются также, так называемые, баллистарии, производящие приспособления для стрельбы. Ремесленники изготавливали и чисто художественные изделия, которые вначале служили, в большинстве своем, церквям и долго хранились за оградами монастырей; в течение XIII столетия эти изделия художественной ковки сравнительно быстро распространяются по городским домам. Это обстоятельство активизировало деятельность художников, которая полным ходом развернулась в следующий период, где уже стал господствовать новый стиль — готический. В этот период Чехия стала культурным центром Европы. * Ибрагим ибн Якуб был членом делегации, направленной кордовским халифом Хакамом II к императору Отто I. Воспоминания ибн Якуба об этом путешествии сохранились в трудах арабского географа Абри Обайда аль Бакри. Делегация в 965—966 гг. проехала по Германии и побывала в славянских землях. Сведения, сообщенные ибн Якубом, являются ценным свидетельством об экономическом и социальном укладах Чехии во второй половине X столетия. ** Среди лучших произведений ирландского искусства находятся богато иллюстрированные рукописи VIII столетия, например: евангелия линдисфарнское, личфилдское, келлское и пр. Знаменитый ряд открывает евангелие из Дюрроу, относящееся к концу VII столетия. В нем декоративно оформлены, прежде всего, заглавные буквы. Они иногда заполняют целую страницу игрой спиралей и кривых линий, которые' без конца сплетаются и расплетаются, образуя сложные узлы плетенок. Это искусство, подобное абстрактной и динамической основе кельтского происхождения, обогатилось некоторыми новыми мотивами. На материк оно распространялось посредством рукописей через монастыри, становясь значительной деталью орнаментов как романских, так и готических. *** Например, король Вацлав II упрекал братства из г. Брно в том, что хотя их мастера должны были проповедовать спасение души, они вместо этого проповедовали собственные выгоды.
Дата публикации: 04.02.2010 г.
Автор: Колесников А.А.