Техники художественной ковки

Кузнечное дело всегда было и будет популярным. Если сегодня мало кто подковывает коней или заказывает оружие у кузнецов, как раньше, то большим спросом по-прежнему пользуются декоративные кованые изделия, ворота, балконы, элементы архитектуры и интерьеров. Чтобы решетка на окне, забор, беседка или крыльцо из металлических элементов не выглядели грубо и тяжело, мастера используют различные технологии ручной обработки железа. Самые красивые предметы получаются при художественной ковке.

Техническая сложность в работе

В кузницах, на ряду с ручным ударным инструментом, используются пневмомолоты, облегчающие труд мастера. В кузнечных горнах, пылающих огнем, кожаные ручные меха давно заменили электрические вентиляторы. Но, как и сотни лет назад, главным был и остается Кузнец. Чтобы создать замысловатый рисунок и орнамент из стали, кузнецу нужна недюжинная сила, чувство прекрасного и умение превращать грубое в изящное. Для этого он пользуется разными инструментами и техниками, помогающими сковать различные детали, не похожие друг на друга.

От начала до конца процесс занимает много времени, между этапами может проходить по несколько часов. Сложность составляют комбинированные изделия, где необходимо использовать разные методы и подготавливать материал определенными способами.

Техники художественной ковкиРазнообразие приемов

Способы и приемы ковки весьма разнообразны:

1. Нагрев – это первое, что делается с заготовкой и является основным приемом. Для легких металлов, как алюминий, медь и латунь достаточно 480 градусов по Цельсию. Наиболее пригодным материалом для ковки является низкоуглеродистая сталь с диапазоном ковочных температур 800 – 1100 градусов. Именно сталь более всего популярна для изготовления предметов для интерьера и экстерьера дома. Раскаленная, она становится пластичной, позволяющей без особых усилий придать нужную форму заготовкам. Затем деталь остывает при опускании в холодную воду и становится снова твердой.

2. Осадка – предполагает увеличение толщины участка прута. Выбранное место (кончик, середина) нагревается над огнем и на наковальне при помощи молотка придается форма. Отбивают плоские или рельефные детали – листья, цветы – на ровной или выпуклой поверхности

3. Гибка – предназначена для загибания концов прутов или перегиба в некоторых местах. Различают гибку на угол и на радиус. В первом случае делают прямой изгиб геометрических линий в выбранном участке. Во втором – получается радиальное закручивание. Для этих целей используется рог наковальни. Тонкие прутки можно загибать без нагрева.

4. Торсирование – при этом один прут (или несколько) с квадратным сечением скручивается вокруг своей оси несколько раз. Если заготовка до 20 мм в сечении, ее торсируют без предварительного прогрева, зажимая в тиски с одного конца и прокручивают воротом с двумя или четырьмя ручками до необходимого состояния в холодном виде.

5. Рубка – делается вместе с осадкой для раздвоения прутиков, когда задуманы растительные узоры. Разделение производят зубилом и молотком или топором с подсечкой.

6. Вытяжка – прогревание и удлинение стержней для создания разных отрезков. При этом толщина сечения может меняться по всей длине заготовки. Чаще всего применяется для изготовления решеток и перил с растительными мотивами.

7. Пробивка – это образование отверстия в плоскости заготовки, куда затем продеваются мелкие стержни. Для этого необходимый отрезок раскаляют, укладывают на поверхность с шипом в виде конуса или пирамиды и молотком пробивают отверстие определенного диаметра.

8. Набивка рельефа – делается для придания разнообразной текстуры металлической поверхности. Чтобы на листке появились равномерные прожилки, их совмещают с подбойками или пуансонами и с помощью равномерных ударов передают подобранную фактуру.

Кованые вручную детали ценятся выше серийно штампованных, так как каждый образец неповторим и отражает талант мастера. Такие товары намного дороже и выступают в роли авторских.

Дальнейшая обработка металла

Чтобы кованые элементы можно было использовать в изготовлении садовой мебели, оград, ворот, балконов, садовых скульптур и ограждений, их дополнительно обрабатывают, продлевая тем самым срок их службы. Первым этапом служит очистка и шлифовка, при которой удаляются окалина, устраняется шероховатость и убираются острые углы. Изделие грунтуется и окрашивается в нужный цвет. Далее, при необходимости, наносят слой патины, которая является декоративным покрытием. В сочетание с базовой краской, она дает декоративный эффект – перелив, налет старины, выделяет, например, прожилки на листьях. Патина бывает светлая и темная, но в основном – это медь, бронза и серебро. Такая обработка позволяет придать объем и дополнительную выразительность даже самым тонким участкам.

Выбирая любой подходящий цвет можно экспериментировать с внешним видом металлического изделия, чтобы оно вписалось в общую атмосферу или выделялось из нее. Сочетание кованой стали с деревом, стеклом и текстилем в дизайне придает особый шик и элегантность помещению.

Дата публикации: 14.07.2018 г.

Автор: Зорин Н.Т.